На главную

Энергосбережение и энергосберегающие технологии в Беларуси, СНГ, России, в мире. Экономия электроэнергии. Энергоэффективность.  

«     2011     2010  |   2009  |   2008  |   »

01.11.2009 Энергосбережение. «Экономика является основным стимулом развития ядерной энергетики» - Михаил Михадюк, заместитель министра энергетики Республики Беларусь

 

Михаил Михадюк, заместитель министра энергетики Республики Беларусь:

 

«Экономика является основным стимулом развития ядерной энергетики»

 

Сегодня мы собрались такой большой аудиторией, чтобы обсудить в соответствии с мировой практикой, законодательством Республики Беларусь, международными конвенциями (Орхусская и ЭСПО) выполненный нашими учеными и специалистами предварительный отчет об оценке воздействия на окружающую среду белорусской АЭС.

Результаты выполненной работы в течение четвертого квартала текущего года должны быть в соответствии с установленным порядком обсуждены в республике и в сопредельных государствах при их заинтересованности. По итогам обсуждений и поступившим замечаниям и предложениям ОВОС будет доработана и в установленном порядке должна пройти государственную экологическую экспертизу.

Следует отметить, что выполнению оценки предшествовали многолетняя работа и исследования ученых и специалистов.

 

Республика Беларусь не обладает в необходимом объеме собственными топливно-энергетическими ресурсами. Их доля сегодня в топливно-энергетическом балансе республики составляет порядка 18 % (в 2000 г. – 8,8 %).

Наша страна оказалась одной из немногих стран в мире, которая, не обладая собственными месторождениями природного газа, значительно нарастила его долю в первичном энергопотреблении. Этому способствовала низкая стоимость природного газа в предыдущие годы. Доля природного газа в 2008 г. в республике в валовом потреблении ТЭР составила 62,3 %, а в объеме котельно-печного топлива – 79,7 %. Удельный вес природного газа в отечественной электроэнергетической отрасли достиг 95–96 %. Все это оказывает существенное влияние на уровень энергетической безопасности Республики Беларусь. Дальнейшее сохранение сложившегося положения, особенно в условиях роста цен на импортные энергоресурсы, становится для страны фактором, угрожающим ее устойчивому социально-экономическому развитию. Следует отметить, что мировое сообщество вступает в полосу дефицита и значительных структурных сдвигов в потреблении топливно-энергетических ресурсов.

Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко и правительство уделяют особое внимание развитию топливно-энергетического комплекса страны.

Основные направления развития отраслей ТЭК страны определены Концепцией энергетической безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь № 433 от 17 сентября 2007 г., Директивой Президента Республики Беларусь № 3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства».

В рамках реализации этих стратегических документов в стране принят и реализуется ряд государственных программ. Основная из них – «Государственная комплексная программа модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов на период до 2011 года» (аналогичная программа разрабатывается и на период 2011–2015 гг.).

Согласно этим документам приоритетами развития топливно-энергетического комплекса являются:

1. Развитие и модернизация энергетических источников за счет внедрения высокоэффективных парогазовых технологий на действующем паросиловом оборудовании, строительство новых парогазовых блоков, повышение эффективности за счет модернизации турбин, установки генерирующего оборудования в действующих котельных и преобразование их в мини-ТЭЦ.

2. Диверсификация существующего топливно-энергетического баланса в целях обеспечения энергетической безопасности государства, в том числе вовлечение в баланс ядерного топлива, каменного угля и максимальное вовлечение местных видов топлива и возобновляемых источников энергии.

3. Наращивание подземных хранилищ природного газа.

4. Развитие сетевой инфраструктуры и наращивание экспортных и транзитных возможностей, продолжение газификации страны.

5. Организация собственного производства энергетического оборудования.

6. Внедрение современных энергосберегающих технологий во всех отраслях экономики.

Реализация программных документов позволит в ближайшее время ввести 1 146,6 МВт высокоэффективных генерирующих мощностей (за период с 2006 г. по 1-ю половину 2009 г. введено 420 МВт), сэкономить к 2011 г. в целом по стране более 7,55 млн т у.т., в том числе по системе ГПО «Белэнерго» – 1,15 млн т у.т. За период с 2006 г. по 1-ю половину 2009 г. в стране сэкономлено около 5,5 млн т у.т., а по ГПО «Белэнерго» – 1,05 млн т у.т.

Объем потребления местных и возобновляемых видов топлива к 2011 г. будет доведен до уровня 6,48 млн т у.т.

К 2011 г. энергоемкость ВВП планируется снизить на 31 % по отношению к уровню 2005-го, к 2015 г. – на 50 %, а к 2020 г. – на 60 %.

 

Прогнозы развития топливно-энергетического баланса

Потребность в энергоресурсах в мире будет постоянно расти. Прогнозируемый рост мирового потребления ТЭР в среднем составляет 1,8 % в год, а темпы снижения энергоемкости ВВП – около 1 % в год.

Практически во всех государствах мира (за исключением стран Ближнего Востока) в топливном балансе присутствуют три вида органического топлива – нефть, газ, уголь. При этом доля каждого из этих видов ресурсов не превышает 50 %, что подтверждает необходимость диверсификации видов топлива в балансе нашей страны.

Программными документами в области ТЭК предусматривается:

• к 2020 г. использование каменного угля на уровне 2,2–3 млн т у.т. со сжиганием на ТЭС (г. Зельва) и в промышленности строительных материалов (с замещением природного газа);

• использование местных видов топлива и возобновляемой энергии – не менее 6,7 млн т у.т.;

• ядерного топлива – до 5 млн т у.т.;

• сжиженного газа и газа НПЗ – не более 1 млн т у.т.;

• мазута на экономически целесообразном уровне – более 1 млн т у.т.;

• использование импорта электрической энергии в зависимости от экономической целесообразности.

При реализации данного подхода по диверсификации видов топлива объем потребления природного газа в балансе котельно-печного топлива должен снизиться с 79,7 % в 2008 г. до примерно 50–60 % к 2020 г. Это значительно повысит уровень энергетической безопасности страны, особенно в условиях роста цен на органическое топливо. К 2020 г. в республике появятся первые генерирующие мощности на альтернативных источниках, в том числе АЭС (2 240 МВт), на угле (около 1 000 МВт), ГЭС (290 МВт), ТЭЦ на местных видах топлива (до 265 МВт).

Сегодня отдельными общественными организациями, экспертами, аналитиками и просто гражданами обсуждается тема о достаточности в республике собственных ТЭР и возобновляемой энергии при их развитии в использовании. Это якобы сможет компенсировать снижение потребления природного газа и отменит необходимость развития ядерной энергетики. Надо сказать, что это ошибочное мнение в части достаточности собственных ТЭР. В республике проводится стройная государственная политика и принимаются все возможные меры с учетом экономической целесообразности по максимальному вовлечению в топливный баланс местных ТЭР и возобновляемой энергии. Разработан и реализуется ряд государственных программ (например, «Торф», «Энергосбережение» и др.).

Готовится законопроект по развитию возобновляемой энергии, программа развития ветроэнергетики. В стране вводятся повышающие тарифы, по которым государство обязано покупать энергию, выработанную на энергоисточниках с использованием местных видов топлива и возобновляемой энергии. Ежегодно всем отраслям доводятся задания по наращиванию объемов использования местных ТЭР. Однако имеющихся ресурсов недостаточно, чтобы закрыть потребности страны, а часть имеющихся ресурсов использовать в качестве топлива экономически нецелесообразно.

 

Ископаемые ресурсы

Нефть и попутный газ. Остаточные коммерческие запасы нефти и попутного газа (55 млн т, 9 млрд м3) позволяют добывать ежегодно 1,8 млн т нефти и 0,25 м3 попутного газа.

Торф. Запасы торфяных месторождений оцениваются в 4,4 млрд т, из них 39 % – на землях, используемых в сельском хозяйстве, 37 % – в природоохранных зонах. В разряд промышленных запасов переведено 250 млн т. Извлекаемые при разработке месторождений запасы оцениваются в 100–130 млн т.

Государственной программой «Торф» предусмотрена модернизация торфяной отрасли с увеличением добычи торфа к 2011 г. до 3 млн т. К 2020 г. прогнозируется увеличение добычи торфа топливной группы до 1,5 млн т у.т. в год. В развитие торфяной промышленности до 2011 г. необходимо вложить 123 млн долл.

В настоящее время потребность республики в торфе и брикетах полностью удовлетворяется.

Бурые угли. В Беларуси открыты три месторождения бурых углей с общими запасами 152 млн т. Однако они имеют низкую теплоту сгорания, высокую влажность и зольность и поэтому в прямом виде не могут применяться в качестве энергетического топлива. В настоящее время в стране ведутся работы по поиску термохимических технологий и оборудования по получению из бурых углей жидкого топлива. К этой работе привлекаются и иностранные инвесторы.

Горючие сланцы. Имеющиеся в республике запасы горючих сланцев (промышленные запасы – 3 млрд т) еще хуже, чем бурый уголь, по своим качественным характеристикам.

Даже не принимая во внимание экономическую целесообразность и экологические последствия, запасы горючих сланцев могут обеспечить 12 годовых потребностей в ТЭР, торф – 8,5, нефть – 2, бурый уголь – менее 1 года.

 

Возобновляемые источники энергии

Гидроэнергетика. На сегодняшний день действующие в республике ГЭС общей мощностью около 13 МВт вырабатывают электроэнергию в объеме 0,1 % от общего потребления в стране.

Реки в стране равнинные, поэтому их потенциал невысок, а удельные затраты на 1 кВт установленной мощности при строительстве ГЭС в 4–5 раз выше, чем объекты генерации на органическом топливе.

Потенциальная мощность всех водотоков республики оценивается в 850 МВт, в т. ч. технически доступных – 529 МВт, а экономически целесообразных – 250 МВт.

Сегодня в республике начата реализация программы строительства ГЭС. Строится Гродненская ГЭС, проводится конкурс на строительство Полоцкой ГЭС. Ведется поиск внешних инвесторов на строительство каскадов ГЭС на реках Днепр, Неман, Западная Двина. Ведется восстановление малых ГЭС. Однако с учетом сезонности реализация гидропотенциала сможет обеспечить около 2 % нынешнего потребления электроэнергии.

Ветропотенциал. Это направление в республике требует развития. Несмотря на низкие скорости ветра, в стране готовится программа развития ветропарков, ведется активный поиск внешних инвесторов. Однако, по оценке экспертов, при реализации всего ветропотенциала на предварительно изученных 1 840 площадках объем вырабатываемой энергии оценивается около 1–3 % от сегодняшнего потребления.

Древесина. Это наиболее перспективное направление в использовании местных ТЭР. Среднегодовой прирост древесины составляет около 25 млн м3, что менее 8 % валового потребления ТЭР в Беларуси.

Разрешенный лесоповал в стране составляет 15 млн м3, сегодня общие заготовки древесины составляют 10–12 млн м3 в год. С учетом использования деловой древесины экологически целесообразный потенциал древесины существующих лесов, включая отходы деревообработки, в качестве топлива в Беларуси равен 2,5–2,7 млн т у.т. в год при условии развития транспортной и заготовительной инфраструктуры, что составляет менее 10 % от необходимого сегодня объема ТЭР в балансе котельно-печного топлива.

В республике также проводится работа по вовлечению в баланс солнечной энергии, энергии геотермальных вод, биогаза, коммунальных отходов и других видов ТЭР. В сложившихся условиях роста в мире спроса на энергоносители, роста цен на них, необходимости повышения энергетической безопасности страны при недостаточности собственных ТЭР, необходимости диверсификации энергоносителей и замещения импортируемого природного газа Советом безопасности Республики Беларусь 31 января 2008 г. было принято решение о строительстве атомной электростанции.

Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко на заседании Совета безопасности подчеркнул, что развитие атомной энергетики наряду с модернизацией действующей энергосистемы, использованием возобновляемых источников энергии, сокращением энергоемкости ВВП и диверсификацией источников поступления углеводородного сырья является важнейшим фактором обеспечения энергетической безопасности страны, реальной возможностью противостоять диктату монополистов и минимизировать ущерб при возникновении критической ситуации. Кроме того, развитие атомной энергетики позволит обеспечить дополнительные гарантии укрепления государственной независимости и экономической самостоятельности Беларуси.

Следует отметить, что принятие решения о строительстве АЭС родилось не на голом месте. В социалистической Беларуси усиленно развивались отрасли экономики, требующие больших затрат электроэнергии (машиностроение, металлургия, переработка, химия и т. д.). Изначально страна была ориентирована на атомную энергетику. Однако по разным, в т. ч. субъективным, причинам четыре крупных АЭС (Смоленская, Игналинская, Чернобыльская, Ровенская) были построены недалеко, вокруг республики. В 1983 г. было начато строительство первого энергоблока Минской АТЭЦ (планируемая мощность – 2 000 МВт), а в 1986 г. было подготовлено проектное задание на сооружение АЭС в Витебской области общей мощностью 6 000 МВт. В НАН Беларуси была создана передвижная АЭС.

После катастрофы на Чернобыльской АЭС оба проекта были закрыты, и не только у нас. За этот период были пересмотрены многие технические решения в проектах АЭС, выработаны новые подходы в подготовке персонала, разработаны более совершенные проекты АЭС. Сегодня в мире эксплуатируется 439 ядерных энергоблоков и в условиях роста спроса и цен на энергоносители абсолютное большинство стран в мире пересмотрело свои позиции по созданию собственной ядерной энергетики, включая даже тех, у кого достаточно соб­ственного углеводородного сырья (ОАЭ).

Строительство АЭС в республике позволит:

• укрепить энергетическую безопасность;

• снизить себестоимость производства электроэнергии и, следовательно, рост тарифов на ее отпуск;

• уменьшить выбросы парниковых газов;

• вывести из работы устаревшие и малоэффективные генерирующие мощности.

Атомная энергетика сегодня остается самым дешевым источником производства электроэнергии, несмотря на более высокие первоначальные капитальные затраты.

Расчеты, выполненные учеными НАН Беларуси, показали, что с пуском АЭС себестоимость электроэнергии в целом по энергосистеме снизится примерно на 20 %, при этом в расчетах не принималось повышение цен на газ. Годовой объем закупок природного газа сократится на 4–5 млрд м3. Появится возможность закупки ядерного топлива на много лет вперед. Экономика является основным стимулом развития ядерной энергетики.

Как показывает анализ, топливная составляющая в себестоимости производства электрической энергии на АЭС составляет в мире от 12 до 25 %, в то время как на обычных электростанциях – около 70 %.

В абсолютных ценах топливная составляющая на АЭС колеблется от 0,2 до 1 цент./кВт•ч, на обычных тепловых электростанциях у нас в стране в 2009 г. эта величина составила 5,63 цент./кВт•ч. Таким образом, рост цен на урановое сырье (оно в топливной составляющей занимает 8–10 %) не приведет к значительному росту тарифов, как при росте цен на органическое топливо.

 

Выбор площадки для строительства АЭС

Выбор площадки для размещения АЭС является сложной и многофакторной задачей. Ее выбор производится на основании рекомендаций МАГАТЭ и требований соответствующих нормативных документов, принятых в стране. Согласно этим документам при оценке пригодности площадки данные требования можно разбить на три группы:

• запрещающие, т. е. при их наличии площадка не может быть принята к рассмотрению;

• неблагоприятные (параметры или характеристики территории хотя и не в полной мере удовлетворяют требованиям размещения, но существуют технические решения, способные эти требования удовлетворить);

• требования, ограничивающие мощность АЭС.

Работы по выбору площадки возможного размещения АЭС в республике были возобновлены в 90-х гг. (1992 г.) с привлечением НАН Беларуси и ряда специализированных организаций.

Первоначально практически 50 % территории республики было исключено из рассмотрения по условиям прохождения авиалиний, магистральных нефтегазовых линий и другим факторам.

На неотклоненной территории к рассмотрению было намечено более 70 пунктов. Основным критерием при выборе пункта служило наличие водоемов, способных обеспечить надежное охлаждение АЭС.

В дальнейшем по результатам более глубоких исследований было принято к рассмотрению 15 пунктов, в том числе в Витебской области – 4, Могилевской – 7, Гомельской – 2, Гродненской области – 2.

По результатам более глубоких исследований для дальнейшего изучения были оставлены 2 пункта (Краснополянская площадка (основная) и Кукшиновская (резервная)) в Могилевской области. На этих площадках были проведены достаточно глубокие в соответствии с требованиями изыскания.

В ходе проведенных исследований и изысканий на этих площадках на глубине более 45 м были выявлены залежи мела, что является неблагоприятным фактором и потребует принятия дорогостоящих инженерных решений при строительстве АЭС. Поэтому были проведены исследования еще на двух площадках: Островецкой в Гродненской области и Верхнедвинской в Витебской области. Последняя была отклонена ввиду недостаточной прочности плотных грунтов. По результатам проведенных изысканий Государственной комиссией Островецкая площадка была определена приоритетной для размещения АЭС, так как не имеет никаких неблагоприятных критериев и полностью удовлетворяет требованиям для размещения АЭС, а Краснополянская и Кукшиновская площадки определены в качестве резервных.

Следует отметить, что работы в республике по созданию ядерной энергетики проводятся в тесном взаимодействии с МАГАТЭ. Созданы программы сотрудничества по различным направлениям. В республике работала специальная миссия МАГАТЭ, которая была ознакомлена со всеми материалами по выбору площадки. Миссия высоко оценила проведенную работу белорусских ученых и специалистов в этом вопросе, отметила беспрецедентно большой объем проведенных исследований и полностью поддержала выводы ученых и специалистов, а также решение Государственной комиссии.

Надо отметить, что строительство АЭС даст региону значительный качественный скачок в его развитии. Это не только высокотехнологичное производство с высоким уровнем оплаты работников АЭС, это новые рабочие места, расширение города до 35 тыс. человек, развитие новых производств, сферы обслуживания, социальной сферы, качественное медицинское обслуживание и многое другое. Изучая опыт Франции и других стран, нас информировали, что там идет борьба регионов за строительство таких объектов, а экологического ущерба наносится значительно меньше, чем от промышленных объектов. Это показывает опыт, проверенный годами эксплуатации АЭС.

 

Подготовка кадров для АЭС

Этому вопросу мы сегодня придаем не меньшее значение, чем проекту АЭС и технологической безопасности.

В республике утверждена Государственная программа подготовки кадров для строительства и эксплуатации АЭС, которая предусматривает не только теоретическую подготовку, но и стажировку на действующих АЭС.

Указом Президента Республики Беларусь созданы необходимые условия для привлечения иностранных специалистов, имеющих опыт работы на действующих АЭС.

Правительством также утверждена Государственная программа научного обеспечения АЭС, которая предусматривает наряду с тесной работой с НАН Беларуси и привлечение к этой работе зарубежных ученых и институтов.

 

Выбор проекта АЭС («АЭС-2006»)

Прежде чем остановиться на конкретном проекте будущей АЭС, учеными и специалистами проведена большая работа по анализу и оценке того, что сегодня предлагают мировые производители и компании, которые реализуют проекты АЭС.

Изучив мировой опыт, мы, во-первых, определились, что станция должна быть с применением современных реакторов водо-водяного типа. Они самые распространенные в мире (около 70 % от всех работающих), самые совершенные по технологии и имеют большой опыт эксплуатации.

Во-вторых, проект должен отвечать самым современным международным требованиям и полностью соответствовать рекомендациям МАГАТЭ. Проект АЭС должен соответствовать поколению не ниже третьего, чтобы в будущем минимизировать затраты на его усовершенствование в связи с совершенствованием технологий.

В-третьих, проект должен иметь максимальную референтность.

В мире проекты, отвечающие данным требованиям, разработаны и реализуются тремя странами: Францией (AREVA), Россией (Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом») и США (компания «Вестингхауз-Тошиба»). Мы ознакомились с данными проектами и возможностью их реализации. Официально направили каждой компании письма с предложениями подготовить свои предложения по реализации проекта в республике.

Конкретный ответ по реализации строительства АЭС в установленные сроки получен от госкорпорации «Росатом». Предложен проект «АЭС-2006», прототип которого реализован в КНР, Индии, по данному проекту сейчас строится ЛАЭС-2, Ново-Воронежская АЭС-2, принято решение о строительстве Балтийской АЭС. Болгария также выбрала для строительства АЭС «Белене» российский проект.

Одна из китайских корпораций предложила также свои услуги с проектом второго поколения.

Проект американской АЭС не имеет пока референций, в настоящее время подписан контракт на его сооружение в КНР.

Проект французской компании AREVA большой единичной мощности реализуется сейчас в Финляндии и Франции. Там есть определенные трудности при его реализации (задержка с пуском на 3 года в Финляндии).

Ознакомившись более детально с предлагаемым РФ проектом АЭС, после проведения дополнительных консультаций с экспертами МАГАТЭ, специалистами из других стран принято решение о реализации в республике российского проекта «АЭС-2006», который отвечает сегодня самым современным требованиям.

Задача специалистов и ученых – обеспечить необходимое качество строительства, приемки и монтажа оборудования и его дальнейшую эксплуатацию. Над этой программой мы сегодня работаем.

 

ОВОС

В целях информирования общественности о планируемой деятельности по строительству и эксплуатации АЭС в Островецком районе Гродненской области Минэнерго в соответствии с законодательством Республики Беларусь и международными конвенциями, участниками которых является Беларусь, организовано проведение на республиканском уровне общественных обсуждений предварительного отчета об оценке воздействия на окружающую среду белорусской АЭС с участием общественных объединений, иных организаций и граждан республики.

Соответствующая информация была размещена за месяц до нашего собрания на сайтах Минэнерго, Минприроды, Гродненского облисполкома, Островецкого райисполкома и Дирекции строительства АЭС. В республиканских печатных СМИ опубликовано информационное сообщение о проведении общественных обсуждений и данного собрания.

Печатные издания предварительного отчета ОВОС направлены в облисполкомы и Минский горисполком, которыми обеспечен свободный доступ к указанному документу общественных организаций, иных организаций и граждан.

Рассмотрение предварительного отчета по ОВОС проходило по всей республике. На 8 октября 2009 г. в рассмотрении указанного документа приняло участие около 200 тыс. человек. Как показывает анализ информации о результатах рассмотрения этого документа, население в подавляющем большинстве понимает необходимость строительства АЭС в Беларуси и содержание документа воспринимается позитивно.

Также поступают замечания и предложения по предварительному отчету об ОВОС, которые направляются заказчику (Дирекции строительства АЭС) и разработчику документа («Белнипиэнергопром») для рассмотрения.

Результаты рассмотрения будут учтены при разработке окончательной редакции отчета об оценке воздействия на окружающую среду белорусской АЭС.

 

Контакты

Беларусь: 220121, г. Минск
а/я 72
Тел.: +375 (17) 385-94-44,
385-96-66

Факс: +375 (17) 392-33-33
Gsm: +375 (29) 385-96-66 (Vel)

Е-mail: energopress@energetika.by
E-mail отдела рекламы:
reklama@energetika.by

© ОДО Энергопресс, 2003—2009. Все права защищены.
Мониторинг состояния сайта
Создание сайта Атлант Телеком