На главную

Статьи, публикации, архив номеров  

«     2018     2017  |   2016  |   2015  |   2014  |   2013  |   2012  |   2011  |   2010  |   2009  |   2008  |   »
«     Январь  |   Февраль  |   Март  |   Апрель  |   Май  |   Июнь  |   Июль  |   Август  |   Сентябрь  |   Октябрь  |   Ноябрь  |   Декабрь     »

Проблемы и решения

01.11.2009 Ломать – не строить

 

Ломать – не строить

Почему чиновники блокируют систему отраслевых испытаний?

 

В Беларуси уже пять лет действует система отраслевых испытаний средств коммерческого учета электроэнергии. Эта система является пилотной не только в отрасли, но и в республике в целом при организации работ в условиях тендерных торгов и позволяет объективно оценить достоинства и недостатки каждого предлагаемого изделия в техническом плане.

Как стало известно редакции, в последнее время работы по испытаниям средств коммерческого учета электроэнергии прекращены. За комментариями мы обратились к одному из основоположников системы испытаний, кандидату технических наук, почетному работнику Белорусской энергосистемы Аркадию ГУРТОВЦЕВУ.

 

– Аркадий Лазаревич, давайте проясним, в каком состоянии сейчас находится система отраслевых испытаний?

– Основным документом, отражающим текущее состояние системы испытаний, является «Отраслевой рекомендуемый перечень средств коммерческого учета электроэнергии для целей применения в составе АСКУЭ» (далее – Перечень). Ныне действует четвертая редакция Перечня, утвержденная Минэнерго в ноябре 2008 г. Эта редакция была подготовлена РУП «БЕЛТЭИ» по результатам испытаний еще в декабре 2007 г., но полгода согласовывалась Госстандартом и еще почти столько же – Минэнерго. Кстати, через такой же «долгий ящик» прошла и третья редакция Перечня: она согласовывалась более полугода. Больше повезло первым двум редакциям документа, которые были утверждены и согласованы в течение 2–3 месяцев.

 

– Почему так долго согласовывается Перечень? Документ настолько некачественно подготовлен изначально, что приходится его многократно переделывать?

– Ничего подобного. В результате согласований в Госстандарте и утверждения в Минэнерго в Перечне по существу ничего не меняется. Мы всегда тщательно и ответственно подходим к его формированию, согласовывая все детали с Центром испытаний, изготовителями и ГПО «Белэнерго». Только после достижения консенсуса мы направляем Перечень в высшие инстанции.

Причины задержек согласований разные. У Госстандарта – это явное нежелание согласовывать документ, который конкурирует с Госреестром, сужая его действие (кстати, в соответствии с Положением о Перечне такого согласования и не требуется – чиновники Минэнерго перестраховываются). А в Минэнерго – это просто некомпетентность управленцев в сугубо технических вопросах и желание продемонстрировать свою власть…

 

– А в чем недостатки действующей редакции Перечня?

– Поскольку четвертая редакция согласовывалась почти год, то она устарела уже к дате своего утверждения. И это при том, что в процессе согласования нам все же удалось дополнить Перечень материалами некоторых новых испытаний. Ведь система отраслевых испытаний и Перечень требуют постоянного обновления и развития. Даже в Положении о Перечне записано, что он должен пересматриваться не реже, чем два раза в год (в действительности при нашей системе управления это почти невозможно).

В четвертую редакцию не попали, например, УСПД двух изготовителей (белорусского и российского), прошедшие испытания в конце 2008 г. В текущем году были продолжены испытания новых моделей электронных счетчиков, измерительных трансформаторов тока и УСПД белорусских (РУП «ВЗЭП», ОАО «БЭМЗ», ФЗИП «Энергомера», РУП «МЭТЗ», НП ООО «Гран-Система-С») и зарубежных производителей (ФГУП «НЗИФ», ООО «ТелеТек»). Возникла настоятельная и срочная необходимость формирования новой, пятой редакции Перечня, в которую, во-первых, вошли бы новые средства учета, успешно прошедшие испытания, и, во-вторых, из которой были бы устранены те средства учета, которые устарели или не были своевременно доработаны изготовителями в соответствии с отраслевыми требованиями.

 

– Так в чем заключается проблема? Почему очередная редакция Перечня не готовится?

– Дело в том, что работа по Перечню не является для РУП «БЕЛТЭИ», скажем так, хобби и требует существенных затрат, которые должны компенсироваться Минэнерго в рамках хозяйственного договора. В течение последних четырех лет такие работы финансировались из инновационного фонда Минэнерго, но в этом году работа по перечню по инициативе главного производственно-технического управления Минэнерго была исключена из списка НИОКР и, как следствие, хозяйственный договор не был заключен.

РУП «БЕЛТЭИ» и ГПО «Белэнерго», прекрасно понимая все негативные последствия от прекращения такой работы, неоднократно обращались к руководству Минэнерго (заместителям министра Ю. Рымашевскому, Э. Товпенцу, М. Михадюку) с просьбой исправить ошибку, но обращения остались не услышанными.

Увы, методы работы чиновников Минэнерго – это создание бумажного потока «сверху вниз» и «снизу вверх», а также управление им через бесчисленные совещания и протоколы. Думать некогда, разбираться некогда, все бегом, все по принципу «решение надо было принимать еще вчера»…

Хотя работа по Перечню столь важна, что стоит внимания не только министра энергетики, но и председателя правительства и даже Президента. Она затрагивает интересы тысяч людей, в первую очередь изготовителей приборов учета и их потребителей. Рынок приборного учета в Беларуси оценивается в 20–30 млн долл. ежегодных объемов (около 150 тыс. приборов). Даже в нынешний кризисный год этот рынок почти не сократился. Например, в прошедшем полугодии он насчитывал 70,6 тыс. приборов (см. табл.), а в 1-м полугодии 2008 г. – 74,7 тыс. На этом рынке работают многочисленные коллективы отечественных и зарубежных изготовителей. Если их продукция не попадает в Перечень, ее невозможно продать в республике. Значит, надо сокращать производство, увольнять людей, повышать социальное напряжение в обществе.

Таблица

Производитель/поставщик

Производство/поставка, шт., 1-е полугодие 2009 г.

1-фазные

3-фазные

Всего, шт.

ЗАО «ФЗИП» Энергомера»

10 350

11 610

21 960

РУП «ВЗЭП»

16 940

4 092

21 032

НП ООО «Гран-Система-С»

10 690/3 700

4 200

14 890

ОАО «БЭМЗ»

6 000

580

6 580

СООО «БЕЛТЕЛЕКАРТ-М»

210

108

318

ЗАО «ГомельЭнергоСервис»

104

104

ПРУП «Завод «Электроника»

1 200

1 200

ЗАО «НИПЕКС»

1 504

583

2 087

ПСДТУ РУП «Гродноэнерго»

50

1 600

1 650

ООО «Энергометсистема»

380

128

508

ЗАО «Эльгама Электроника»

 

50

50

ЗАО «ЗапСиб»

168

68

236

Итого

70 615

 

Мы, разработчики Перечня, очень ответственно относимся к этим вопросам. Все свои замечания к продукции того или иного производителя мы тщательно проверяем и перепроверяем. Нам чуждо лоббирование того или иного изготовителя. Мы – ученые, и отвечаем за торжество истины, а не за интересы тех или иных компаний. Ко всем мы относимся с одинаковой требовательностью – это наше кредо.

 

– Что будет дальше с системой испытаний? Что, на Ваш взгляд, можно и нужно сделать?

– Однозначно и срочно надо подписывать хозяйственный договор, который уже несколько месяцев лежит в Минэнерго или в ГПО «Белэнерго», и переходить в нормальный режим штатной работы по системе отраслевых испытаний. В списке НИОКР Минэнерго столько работ, которые по своему значению и важности и близко не могут сравниться с рассматриваемой, что при желании чиновникам не составит труда найти источники финансирования.

В заключение хотел бы отметить, что созданная уникальная система отраслевых испытаний средств приборного учета электроэнергии за прошедшие годы доказала свою эффективность, позволила изготовителям существенно повысить технический уровень изделий, поставила барьер использованию в республике дешевых, но некачественных приборов. Эту систему надо не ломать, а наоборот, распространить ее опыт в энергетике на многие другие массовые электротехнические и электронные изделия: трансформаторы, выключатели, средства релейной защиты и т. д. В современных условиях неорганизованного рынка их надо подвергать собственным испытаниям, не доверяя декларациям поставщиков и изготовителей. Это будет дешевле, чем тратить потом огромные деньги на ремонт и восстановление некачественного оборудования. Тогда действительно Белорусская энергосистема сможет надежно работать и бесперебойно снабжать потребителей энергией.

 

Контакты

Беларусь: 220121, г. Минск
а/я 72
Тел.: +375 (17) 385-94-44,
385-96-66

Факс: +375 (17) 392-33-33
Gsm: +375 (29) 385-96-66 (Vel)

Е-mail: energopress@energetika.by
E-mail отдела рекламы:
reklama@energetika.by

© ОДО Энергопресс, 2003—2009. Все права защищены.
Мониторинг состояния сайта
Создание сайта Атлант Телеком