На главную

Статьи, публикации, архив номеров  

«     2018     2017  |   2016  |   2015  |   2014  |   2013  |   2012  |   2011  |   2010  |   2009  |   2008  |   »
«     Январь  |   Февраль  |   Март  |   Апрель  |   Май  |   Июнь  |   Июль  |   Август  |   Сентябрь  |   Октябрь  |   Ноябрь  |   Декабрь     »

Анализ и прогноз

01.10.2009 Европейский рынок природного газа и роль газотранспортной системы Беларуси в его обеспечении

 

Европейский рынок природного газа и роль газотранспортной системы Беларуси в его обеспечении

 

По мере развития процессов интернационализации и глобализации энергетических рынков товарные потоки энергоресурсов и их производных продуктов начинают пересекать территорию все большего числа государств, в каждом из которых национальное законодательство имеет свою специфику.

Возрастает роль транзита природного газа из добывающих стран на рынки государств-потребителей.

 

Некоторые страны СНГ играют важную роль в транспортировке природного газа из Российской Федерации и стран Каспийского региона на высоколиквидные рынки Европейского cоюза. Украина и Беларусь являются наиболее важными странами в этом отношении. Учитывая экономическую значимость доходов, связанных с транзитом, а также политического рычага влияния, который трубопроводы предоставляют транзитным государствам, необходимо отдельно рассмотреть их политику в этой области и выработать предложения по максимизации прибыли Беларуси и минимизации рисков, связанных с транзитом энергоресурсов.

В целом цель политики транзитных государств сводится к максимизации роли государства в транзите природного газа путем наращивания транзитных мощностей и повышения конкурентоспособности транзита по сравнению с его альтернативными вариантами через сопредельные государства. В данной статье рассматриваются газотранспортная система Беларуси, ее энергоэкономические характеристики и место в поставках природного газа в страны Евросоюза.

 

Краткая характеристика европейского рынка природного газа и его транзитных потоков

По оценкам ведущих мировых энергетических агентств (Международное энергетическое агентство (IEA), Администрации по энергетической информации США (EIA)), к 2030 г. мировой рынок энергетических ресурсов вырастет на 45–50 % по отношению к 2006 г., что составит 17 010–17 721 млн т нефтяного эквивалента против 11 740 млн т, среднегодовой темп прироста в среднем будет 1,6 % в год [1–3]. Ископаемое топливо останется основным источником первичной энергии: на его долю придется 84 % от суммарного роста спроса в 2006–2030 гг. Нефть сохранит свою роль в качестве основного вида топлива, хотя ее доля сократится с 40 до 30–33 %, темп ежегодного прироста составит порядка 1 %. В соответствии с резким ростом спроса на уголь (в основном в Китае и Индии) в течение нескольких последних лет среднегодовой темп роста спроса на уголь составит 2 %, в 2006–2030 гг. произойдет самое значительное увеличение его потребления в абсолютном выражении. Спрос на уголь возрастет на 73 %, в результате чего его доля в суммарном спросе на энергоресурсы увеличится с 26 до 29 % (в 1965 г. было 39 %). Доля атомной энергетики по сравнению с 2007 г. не изменится и составит 5 %.

Мировой спрос на природный газ будет расти быстрыми темпами: прирост – 1,8 %. В мировом топливно-энергетическом балансе доля природного газа составляет на данный момент 24 % против 16 % в 1965 г. В балансе СНГ этот показатель равняется 53 %, ЕС – 24,9 %, Северной Америки – 28,2 %, Ближнего Востока – 52,2 %, Африки – 24,2 %, Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) – 11,8 %. Эксперты IEA полагают, что к 2030 г. доля природного газа в мировом топливно-энергетическом балансе значительно не увеличится и составит порядка 24 % (нефть – 30–33 %, уголь – 29 %).

В 2008 г. в мире было добыто 3 065,6 млрд м3 природного газа. Основные производители – Российская Федерация, США и Канада (21,5, 18 и 6 % соответственно). Россия и Канада также лидируют в поставках природного газа на экспорт – 21,3 и 11,9 % соответственно из общего объема 900,19 млрд м3 (трубопроводным транспортом и в виде СПГ). По оценкам компании British Petroleum, в 2007 г. 70,8 % природного газа транспортировалось трубопроводным транспортом и 29,2 % – в виде СПГ [1, 4]. Основные импортеры природного газа – страны ОЭСР (США, Япония, Германия, Италия – 1–4 места; соответственно 14,5 %; 10,6 %; 9,8 %; 8,2 %) и Украина (5 место; 5,6 %). Основное количество предлагаемого к продаже газа реализуется на европейском рынке. Это примерно 55,3 % (без учета стран СНГ), в том числе 12,4 % – в виде СПГ. Практически весь остальной газ (41,3 %), участвующий в международной торговле, поступает в Северную Америку и Азиатско-Тихоокеанский регион — примерно 20 и 21,3 % соответственно (доля СПГ — 15,5 и 89,7 %) [1, 3].

Рынки природного газа имеют ярко выраженный региональный характер вследствие особенностей его добычи и транспортировки. В настоящее время сформировались три крупнейших рынка: европейский, североамериканский и азиатский. Наметилось формирование еще одного регионального рынка – южноамериканского, однако его доля составляет только 3,4 % (рис. 1).

На рынке Европы динамика потребления природного газа существенно отличается от общемировой тенденции. Так, с 1965-го по 2007 гг. доля потребления выросла с 3,6 % до практически 25 % (рис. 2) и вышла на второе место после нефти. Потребление природного газа возросло в этот период в 11 раз. Большую динамику демонстрирует только потребление ядерной энергии – в 46 раз, и это при среднем росте общего потребления энергетических ресурсов в ЕС на 75 % за 1965–2007 гг.

 

 

По прогнозам IEA и EIA, потребление природного газа в Евросоюзе будет увеличиваться ежегодно на 1,4 % – с 495,5 млрд м3 в 2005 г. до 638,4 млрд м3 в 2015-м и 761,6 млрд м3 – в 2030-м. Большинство стран ЕС приняло на себя обязательства по уменьшению выбросов СО2, содействуя замене других ископаемых энергетических ресурсов природным газом [3, 4]. Доля ЕС в производстве и потреблении природного газа в 2007 г. составила 191,9 млрд м3 и 481,9 млрд м3 соответственно. Европейский союз покрывает свое потребление внутренним производством лишь на 40 %. Весь остальной объем природного газа он получает по системам магистральных и распределительных газопроводов бывшего СССР и с крупных терминалов по приему сжиженного газа из Африки и стран Персидского залива [5]. Немаловажен и тот факт, что ни одна европейская страна не экспортирует природный газ вне европейского региона, а внутреннее производство начало постепенно снижаться.

Наиболее крупными экспортерами природного газа на европейский рынок являются:

•nbsp;оссия – в 2008 г. экспорт в страны ЕС составил 184,4 млрд м3 [6], или более 36 % от всего объема потребляемого природного газа в Европейском союзе (96,5 млрд м3 – в страны СНГ);

•nbsp;Норвегия – 86,1 млрд м3, или 17,9 %;

•nbsp;Нидерланды, Германия и Великобритания – 50,1 млрд м3 (10,3 %), 16,4 млрд м3 (3,4 %), 10,4 млрд м3 (2,2 %).

Основными потребителями природного газа в Европе являются Великобритания (91,4 млрд м3, или 19 % общеевропейского потребления), Германия (82,7 млрд м3, 17,2 %), Италия (77,8 млрд м3, 16,1 %), Франция (41,9 млрд м3, 8,7 %), Нидерланды (37,2 млрд м3, 7,7 %). Источники поставок природного газа на рынки этих европейских стран относительно диверсифицированы и включают импорт по магистральным и распределительным газопроводам из стран Европы, бывшего Советского Союза, Африки и в виде СПГ из Азии, Северной Африки и Карибского региона. Большинство европейских стран отдает приоритет системам газопроводов бывшего СССР в силу исторически сформировавшихся экономических связей, а Италия, Испания, Португалия и Словения – Алжиру.

 

Краткая характеристика газотранспортной системы Беларуси

Развитие белорусской газовой промышленности началось в 60-х годах прошлого века, когда были осуществлены первые поставки природного газа с Дашавского газового месторождения в Украине в Беларусь через трубопровод «Дашава – Минск». Сегодня Беларусь обладает разветвленной газотранспортной системой с пропускной способностью в 51 млрд м3 в год и общей протяженностью магистральных и распределительных газопроводов в 7 318 км (однониточный эквивалент). Газотранспортная система включает 11 компрессорных станций, 231 газораспределительную станцию, 7 газоизмерительных станций и 24 газонаполнительных компрессорных станций [7–9].

Транзит природного газа через территорию республики играет существенную роль в экономике страны, причем она постоянно возрастает. Так, в 2006 г. общий объем транспортировки газа по сравнению с 2000 г. увеличился в 1,73 раза (на 19,6 млрд м3). Предусматривается дальнейшее увеличение объемов транзита газа. В 2007 г. транзитный поток составлял 45,8 млрд м3, что практически эквивалентно 90 % загрузки существующих транзитных мощностей [10]. Российский газ через территорию Беларуси поставляется в Украину, Польшу, Литву и Германию (рис. 3).

 

 

Беларусь обеспечивает транзит российского газа по трем маршрутам [9–11]:

•nbsp;Газопровод «Северное сияние». Построенный в советское время трубопровод – старейший из маршрутов перекачки природного газа до украинской границы, где он встречается с другими российскими и центрально-азиатскими маршрутами поставок.

•nbsp;Газопровод «Ямал – Европа». Наиболее молодой из трех газопроводов транспортирует природный газ из Западной Сибири в Польшу и далее в Германию. Длина белорусского участка газопровода составляет 575,5 км. С вводом в эксплуатацию в конце 2006 г. последней компрессорной станции газопровод вышел на проектную пропускную мощность – 33 млрд м3 газа в год. Россия построила основную часть белорусского участка газопровода за свой счет и имеет право собственности на него (собственник – ОАО «Газпром»).

•nbsp;Газопровод в Литву и Калининград. Небольшие объемы газа поставляются в Литву и в российский анклав Калининград через газопроводы-отводы.

ОАО «Белтрансгаз» владеет и эксплуатирует систему магистральных трубопроводов природного газа «Северное сияние» и ответвлений на Литву и Калининград и является оператором белорусского участка «Ямал – Европы». Предприятие поставляет природный газ на внутренний рынок и обеспечивает транзит газа по территории республики. В 2006 г. было достигнуто соглашение о приобретении ОАО «Газпром» 50 % акций белорусского газотранспортного предприятия с выплатой их стоимости равными долями за 4 последующих года. На данный момент ОАО «Газпром» выкупило 75 % своей доли «Белтрансгаза». Завершение сделки в соответствии с договоренностями произойдет в 2010–2011 гг.

 

Конкурентоспособность белорусской газотранспортной системы и пути ее повышения

Белорусские газопроводы сегодня представляют единственную альтернативу украинским в газоснабжении большей части территории Западной Европы. Около 30 % всех поставок природного газа в ЕС проходит через Беларусь, основные объемы направляются в Германию, Польшу и Литву. В обмен на повышение цен на газ для республики были достигнуты договоренности на повышение тарифа, взимаемого за транзит российского газа по территории Беларуси на пути к западным рынкам: с 0,75 до 1,45 долл. за 1 000 м3 на 100 км [8, 10, 11].

Внутреннего законодательства, специфически регулирующего транзитные потоки газа, не существует. Потоки российского транзитного газа через трубопроводы «Северное сияние» и «Ямал – Европа» регулируются контрактами между «Белтрансгазом» и «Газпромом», а также межправительственными соглашениями. В разрезе газотранспортной деятельности в Беларуси Закон о магистральном трубопроводном транспорте содержит ссылку на принцип отсутствия дискриминации в ст. 27, которая гласит: «услуга по транспортировке продуктов (включая природный газ) магистральными трубопроводами (включая магистральные газопроводы) предоставляется поставщикам этих продуктов с учетом пропускной способности и наличия свободных мощностей этих трубопроводов и на основе равного доступа и отсутствия дискриминации».

Роль Беларуси в транзите российского газа значительно возросла с момента открытия первой ветки газопровода «Ямал – Европа» в 2006 г. (пропускная способность – 33 млрд м3 в год). Транзитные объемы РБ значительно меньше украинских, но все равно существенны. В 2007 г., как отмечалось ранее, Беларусь транспортировала 45,8 млрд м3 российского газа, 70 % которого пришлось на газопровод «Ямал – Европа», 30 % – на остальные трубопроводы, принадлежащие «Белтрансгазу». При условии строительства второй ветки газопровода «Ямал – Европа» транзитные мощности возрастут еще на 23,5–33 млрд м3 (на 46–65 %).

Украина продолжает оставаться самым большим транзитером российского газа, и эта ситуация в ближайшее время не изменится. Пропускная мощность газотранспортной системы этой страны составляет 178,5 млрд м3 в год, емкость подземных газовых хранилищ – примерно 34,5 млрд м3 [14]. В 2008 г. Украина транспортировала 119,6 млрд м3 газа (приблизительно 70 % российского экспорта), основная часть которого (116,9 млрд м3) пришлась в страны ЕС. По оценкам НАК «Нафтогаз Украины», при повышении мощности компрессорных станций транзит через территорию страны может возрасти практически до 200 млрд м3 (на 12 %).

В свою очередь, Россия пытается минимизировать риски в экспортных поставках газа и диверсифицировать маршруты поставок. Как известно, уже произошло несколько газовых конфликтов между РФ и странами-транзитерами – Украиной и Беларусью, вследствие чего ритмичность поставок природного газа на рынки ЕС была нарушена.

Политическое решение России привело к появлению двух проектов: газопроводов Nord Stream («Северный поток», проектная мощность – 55 млрд м3 в год по дну Балтийского моря напрямую в Германию) и South Stream («Южный поток», проектная мощность – 30 млрд м3 по дну Черного моря через Болгарию в Сербию и далее Австрию с ответвлением Болгария – Греция). Реализация хотя бы одного из двух альтернатив существенно снизит зависимость российского экспорта от стран-транзитеров. Во многом более реальный проект Nord Stream призван уменьшить зависимость России от белорусско-польского транзита в Германию. Проект South Stream, в свою очередь, – от украинского транзита, хотя, как видно из статистических данных, мощности газотранспортной системы Украины используются всего на 65–75 %.

Европейский союз также стремится диверсифицировать поставки природного газа, повысить их надежность и снизить зависимость от российского экспорта. Проект газопровода Nabucco проектной мощностью 30–40 млрд м3 из стран Средней Азии через Турцию на рынок ЕС появился именно с этой целью (рис. 4 [9, 12, 13]).

 

 

У каждой из альтернатив существуют свои недостатки. Так, газопровод Nabucco до сих пор не имеет подтвержденного объема газа для выхода его на проектную мощность, и может случиться, что он будет не заполнен или не выйдет на проектную мощность.

Существуют проблемы и с реализацией российских проектов, в первую очередь «Северного потока». Стоимость трубопровода уже пересмотрена в большую сторону: с 5 млрд долл. на момент проектирования до 12 млрд евро, корректируется также график ввода газопровода в работу. Реализация проекта столкнулась не только с экономическими, но и с политическими проблемами. Так, страны Балтии активно противодействуют проекту и не согласуют маршрут прокладки, а Польша заявила о непосредственной угрозе экономической безопасности страны со стороны данного проекта.

Реализация «Южного потока», очевидно, столкнется с меньшими проблемами, однако он еще находится на стадии проектирования и уже достаточно дорог. Проектная стоимость составляет 19–24 млрд евро при первоначальной пропускной способности газопровода в 30 млрд м3 [13, 16]. Однако, по заявлениям главы ОАО «Газпром» Алексея Миллера, на годовом собрании акционеров было принято решение об увеличении мощности до 63 млрд м3. Таким образом, в 2015 г. через этот газопровод будет проходить не менее 35 % российского экспорта [17]. Есть сомнения, что «Южный поток» нужен «Газпрому». Альтернатива – сухопутный Nabucco – может быть в разы дешевле (см. табл.). Однако это без учета строительства трубы через Каспий для связи Nabucco с азиатскими поставщиками газа (его оценок нет). Российские проекты «Северный поток» и «Южный поток» могут быть реализованы не ранее 2012–2015 гг. По мнению экспертов, они не смогут в полной мере заменить существующие газотранспортные системы Украины и Беларуси, однако могут значительно снизить зависимость РФ от транзита. Кроме того, на пути этих трубопроводов отсутствует развитая инфраструктура, следовательно, для их реализации потребуется значительный объем инвестиций.

Таблица

Существующие и альтернативные пути доставки природного газа на рынки Европейского Союза

 

Мощность, млрд м3/год

Загрузка, %

Дата запуска

Стоимость, млрд

Существующие мощности

Украина

178,5

65–75

 

 

Беларусь

51,0

85–90

 

 

Пропускная способность

229,5

 

 

 

Новые проекты

«Ямал – Европа-2»

23,5–33,0

 

1,5–2 года

2,6–4,0 долл.

Nord Stream

55,0

 

2012

12,0 евро

South Stream

63 (30)

 

2015

30,0 (19,0–26,0) евро

Nabucco

30,0–40,0

 

2015

8,0 евро

Пропускная способность

138,5–191,0

 

 

 

ИТОГО

368,0–420,5

 

 

 

 

В 2008 г. ОАО «Газпром» экспортировало 184,4 млрд м3 газа в страны ЕС и 96,5 млрд м3 – в страны СНГ. В соответствии с Энергетической стратегией России до 2020 г. общий экспорт в 2010 г. должен составить 200–210 млрд м3 и не изменится до 2020 г. Как видно из таблицы, реализация всех предложенных проектов приведет к появлению избыточных транспортных мощностей. В случае реализации РФ двух своих проектов избыток мощностей составит порядка 127–140 млрд м3 в год [20]. Из-за больших федеральных налогов (80 % совокупной прибыли ОАО «Газпром») газодобывающая промышленность практически потеряла импульс не только к развитию, но и к поддержанию доставшихся ей производственных мощностей, уровня добычи и запасов ископаемых ресурсов. Необходимость освоения новых месторождений природного газа, которые размещаются на северо-востоке страны, в полярных и приполярных зонах, на глубоководных шельфах морей, в том числе арктических, требует значительных финансовых вложений. Усугубляет ситуацию мировой финансовый и экономический кризис, который делает сомнительным привлечение крупномасштабных иностранных инвестиций в дублирующие газопроводы, имеющие скорее политическое, чем экономическое значение [21].

По оценкам экспертов, затраты на украинский, белорусский и польский транзит ниже, чем стоимость транспортировки газа по новым экспортным маршрутам «Газпрома» (с учетом подводящих газопроводов) [22]. Новые газопроводы предназначены лишь для диверсификации поставок, то есть для экспорта тех же самых объемов газа другим маршрутом. Из этого следует, что проекты не увеличат прибыль «Газпрома», но увеличат затраты [19]. Сейчас затраты на транзит по украинскому маршруту составляют по разным оценкам от 21 до 31 долл. за 1 000 м3, а только издержки на амортизацию у «Южного потока» достигнут 34 долл. за 1 000 м3 (и это при условии, что пропускная способность не превысит 33 млрд м3). Амортизационные отчисления проекта Nord Stream будут либо сравнимы (для первой очереди), либо превысят совокупные затраты по транспортировке природного газа на рынки ЕС через Беларусь и Польшу (16,29 долл. за 1 000 м3 против 15,02 долл. за 1 000 м3 амортизационных отчислений первой нитки газопровода и 18,12 долл. за 1 000 м3 – второй нитки [22, 23]).

В такой ситуации наиболее логичным и экономически эффективным выглядит предложение Беларуси и Польши по реализации проекта «Ямал – Европа-2». Тем более что при проектировании и строительстве первой нитки газопровода «Ямал – Европа» были предусмотрены и реализованы технические решения для обеспечения строительства его второй нитки в одном коридоре с первой. В частности, были смонтированы узлы подключения и технологические перемычки для компрессорных агрегатов. Сооружены переходы под водными преградами и дорогами для прокладки газопровода, проложены подъездные дороги, внешние линии электро- и водоснабжения, связи. Наличие готовой инфраструктуры для второй нитки газопровода на территории Польши, Беларуси и России позволит значительно снизить инвестиционные затраты на реализацию проекта. Он может быть реализован в два этапа, причем для первого потребуется лишь 1,5–2 года [13].

Первый этап предусматривает строительство на участке от немецко-польской границы (КС «Мальнов») до г. Несвижа газопровода и четырех компрессорных станций: КС «Несвижская» (Беларусь), «Кондратки», «Чеханов», «Шамотулы» (Польша). Это даст возможность в 1,5–2 года после начала строительства обеспечить дополнительный транзит 23,5 млрд м3 газа в год для Польши и Германии. Для реализации первого этапа проекта «Ямал – Европа-2» потребуется около 2,6 млрд долл., что значительно меньше по сравнению с другими проектами. Немаловажен и тот факт, что Европейский союз в своей программе развития сети доставки природного газа включил вторую ветку газопровода «Ямал – Европа» в число приоритетных [25].

В случае принятия решения о строительстве газопровода российская сторона сможет эффективнее реализовать стратегию по диверсификации маршрутов поставок природного газа на европейский рынок, а также получить экономический выигрыш от поставки газа в страны ЕС по кратчайшему белорусскому транзитному коридору. Польша и Германия, в свою очередь, увеличат надежность и безопасность поставок, а также получат для своих потребителей дополнительные объемы газа и дополнительный доход в сжатые сроки. Преимущества использования данного маршрута по сравнению с альтернативами очевидны – это сокращение эксплуатационных затрат на доставку природного газа за счет меньшей протяженности транспортировки и более дешевых транзитных тарифов.

На сегодняшний день усилия России по диверсификации сосредоточены преимущественно на ослаблении монопольной позиции Украины в качестве основной страны транзита. Строительство первой ветки трубопровода «Ямал – Европа» через Беларусь стало значимым шагом в сокращении доли газа, транспортируемого через Украину. Данный процесс продолжится по мере строительства газопровода «Ямал – Европа-2» и в случае реализации этого проекта создаст дополнительные выгоды для Беларуси. Однако РФ также стремится развивать безтранзитные маршруты доставки природного газа в ЕС, чтобы ослабить позиции как Украины, так и Беларуси.

 

Леонид ПАДАЛКО, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник ГНУ «Институт экономики Национальной академии наук Беларуси»,
Дмитрий ВОЛОШЕНЮК, аспирант ГНУ «Институт экономики Национальной академии наук Беларуси»

 

Заключение

 

При разработке стратегии взаимоотношений с Россией и Европейским союзом в сфере транзита газа основное значение для Беларуси приобретают максимизация экономической ренты (или других выгод) за счет транзита, удовлетворение инвестиционных потребностей и сохранение контроля над транзитом. При реализации этих задач Беларусь должна учитывать риск использования Россией и ЕС альтернативных путей транзита. Стратегия Беларуси по максимизации выгод за счет транзита должна включать следующие компоненты:

•nbsp;позиционирование страны в качестве предпочтительного маршрута для транзита;

•nbsp;усиление конкурентных преимуществ Беларуси как страны-транзитера энергоресурсов;

•nbsp;сохранение контроля над транзитом, но при этом – приглашение к партнерству иностранных инвесторов.

Ценовые преимущества транзитной транспортировки газа через территорию Беларуси по сравнению с альтернативными маршрутами являются важной составляющей конкурентоспособности страны. Масштабность проектов и недостаточность собственных финансовых ресурсов «Газпрома» для их одновременной реализации влекут за собой создание консорциумов с иностранными партнерами для финансирования альтернативных сетей газопроводов, идущих в Европу. Это может повлиять на их реализацию, так как экономическая составляющая доставки российских углеводородов в страны ЕС будет превалировать над политическими интригами.

Учитывая более низкие тарифы Беларуси в долгосрочной перспективе, в интересах российской компании – осуществлять транзит именно через территорию нашей республики в максимально возможном объеме, а также наращивать транзитные мощности. Беларусь, в свою очередь, имеет относительно ограниченные возможности для повышения тарифов на транзит природного газа ввиду наличия конкуренции за право транзитной транспортировки как со стороны уже существующей транспортной инфраструктуры (Украина), так и со стороны альтернативных путей доставки (в первую очередь – Nord Stream).

Газопровод Nord Stream позволит ОАО «Газпром» полностью прекратить поставки газа в Польшу и Беларусь без ущерба для экспорта в другие страны. Таким образом, заявления Польши и Беларуси о том, что проект угрожает энергетической безопасности стран, выглядят вполне обоснованными. В случае конфликта с Болгарией ОАО «Газпром» сможет перекрыть поставки газа по газопроводу South Stream, не сокращая экспорт в другие страны. При конфликте с Германией ОАО «Газпром» сможет отключить газопровод Nord Stream, и это тоже не затронет экспортные поставки в другие страны.

Газопроводы Nord Stream и South Stream спроектированы не для увеличения поставок российского газа и не для повышения надежности энергообеспечения Европы. Эти проекты дадут России возможность избирательного отключения поставок газа в Беларусь, Германию, Польшу, Венгрию, Румынию, Болгарию и Грецию. Таким образом, энергетическая безопасность этих стран существенно снизится.

Затраты на поставку газа по газопроводу South Stream значительно превышают затраты на транзит газа через территорию Украины. Затраты на транспорт газа по газопроводу Nord Stream выше затрат на транзит через Беларусь и Польшу. Помимо ненужных инвестиционных затрат строительство новых экспортных магистралей приведет к значительному росту операционных расходов «Газпрома».

Строительство чисто политических обходных газопроводов допустимо лишь в условиях рекордных цен на энергоресурсы. Для компании, ставящей своей целью максимизацию прибыли акционеров, такие проекты непозволительны.

 

Литература

 

1. Statistical Review of World Energy, June 2009 [еlectronic resource] / British Petroleum. – London, 2009. – Mode of access: http://www.bp.com/productlanding.do?categoryId=6929&contentId=7044622.

2. World Energy Outlook 2008 [Electronic resource] / International Energy Agency. – New-York, 2008. – Mode of access: http://www.worldenergyoutlook.org/2008.asp.

3. International Energy Outlook 2008 [Electronic resource] / Information Energy Administration. – Washington, 2008. – Mode of access: http://www.eia.doe.gov/oiaf/ieo/index.html.

4. Конопляник А. А. и др. Цена энергии: международные механизмы формирования цен на нефть и газ / Секретариат Энергетической Хартии. – Брюссель, 2007. – 277 с.

5. Трансграничные трубопроводы [электронный ресурс] / Секретариат Энергетической Хартии. – Брюссель, 2007. http://www.encharter.org/fileadmin/user_upload/document/Gas_pipeline_map_Oct._2007.jpg.

6. Газпром в вопросах и ответах [электронный ресурс] / РАО «Газпром». – Москва, 2009. – http://www.gazpromquestions.ru/index.php?id=34.

7. Transit of Natural Gas [Electronic resource] / Energy Charter Secretariat. – Brussels, 2007. http://www.encharter.org/fileadmin/user_upload/Working_Papers/OP_2007_1.pdf.

8. «Ямал – Европа-2» позволит через 1,5–2 года обеспечить дополнительный транзит 23,5 млрд м3 газа [электронный ресурс] / Белорусское телеграфное агентство. – Минск, 2009. – http://www.belta.by/ru/belta_news?id=323441.

9. Транзит газа в ЕС по территории Украины увеличился на четверть [электронный ресурс] / Российская телерадиокомпания. – Москва, 2009. – http://www.vesti.ru/doc.html?id=185520.

10. Gas Transit Tariffs in Selected ECT Countries (2006). / Energy Charter Secretariat. – Brussels, 2006. – 87 p.

11. Польский транзит [электронный ресурс] / Российская газета. – Москва, 2009. – http://www.rg.ru/2008/02/09/polsha.html.

12. Украина увеличила транзит газа в Европу на 21,4 % [электронный ресурс] / Взгляд. – Москва, 2009. – http://vz.ru/news/2008/8/4/192970.html.

13. Среднеазиатские страны играют на трубе Nabucco [электронный ресурс] / Neftegas.RU. – Москва, 2009. – http://neftegaz.ru/analit/reviews.php?id=626&pg=2.

14. НАК «Нафтогаз Украины». Транспортировка [электронный ресурс] / НАК «Нафтогаз Украины». – Киев, 2009. – http://www.naftogaz.com/www/2/nakwebru.nsf/0/55281C46033E071DC22574020053D761?OpenDocument&Expand=2.2.3&#.

15. Каспийский узел [электронный ресурс] / Независимая газета. НГ-Энергия. – Москва, 2009. – http://www.ng.ru/energy/2009-02-10/13_kaspiy.html.

16. Nabucco – газ как оружие и деньги [электронный ресурс] / Банк Ру. – Москва, 2009. – http://www.bank.ru/news/6371/.

17. Южный поток в 2015 г. будет обеспечивать 35 % поставок газа в Европу [электронный ресурс] / Росфинком. – Москва, 2009. – http://rosfincom.ru/market/50951.html.

18. South Stream потребует расширения газопроводов [электронный ресурс] / Transmap. – Москва, 2009. – http://transmap.ru/news/view/13404.

19. «Южный поток» обходит украинский шельф [электронный ресурс] / East European Gas Analysis. – New-York, 2009. – http://www.eegas.com/Turkish_shelf_ru.htm.

20. Химеры инвестиционных планов [электронный ресурс] / Независимая газета. НГ-Энергия. – Москва, 2009. – http://www.ng.ru/energy/2009-01-13/9_himery.html.

21. Моргунов Е. В., Николаишвили Д. Г. Современное состояние и прогноз развития газовой отрасли России. Сборник «Проблемы рыночной экономики». – Москва: ИПР РАН, 2004. – C. 23–36.

22. EU Second Strategic Energy Review: Low Export Scenario of Gazprom [электронный ресурс] / East European Gas Analysis. – New-York, 2009. – http://www.eegas.com/images/archive/2008-11-Export_plan_eng.pdf.

23. Gazprom Does Not Need Nord Stream and South Stream Projects [электронный ресурс] / East European Gas Analysis. – New-York, 2009. – http://www.eegas.com/export_pipe.htm.

24. Протокол по транзиту [электронный ресурс] / Секретариат Энергетической Хартии. – Брюссель, 2008. – http://www.encharter.org/index.php?id=37&L=1.

25. Справка: приоритетные газопроводы Евросоюза [электронный ресурс] / Deutsche Welle. – Берлин, 2009. – http://www.dw-world.de/dw/article/0,2381058,00.html.

 

Контакты

Беларусь: 220121, г. Минск
а/я 72
Тел.: +375 (17) 385-94-44,
385-96-66

Факс: +375 (17) 392-33-33
Gsm: +375 (29) 385-96-66 (Vel)

Е-mail: energopress@energetika.by
E-mail отдела рекламы:
reklama@energetika.by

© ОДО Энергопресс, 2003—2009. Все права защищены.
Мониторинг состояния сайта
Создание сайта Атлант Телеком