На главную

Статьи, публикации, архив номеров  

«     2018     2017  |   2016  |   2015  |   2014  |   2013  |   2012  |   2011  |   2010  |   2009  |   2008  |
«     Январь  |   Февраль  |   Март  |   Апрель  |   Май  |   Июнь  |   Июль  |   Август  |   Сентябрь  |   Октябрь  |   Ноябрь  |   Декабрь     »

Опыт

01.12.2008 Физическая защита объектов ядерно-энергетического комплекса РФ

 

Физическая защита объектов ядерно-энергетического комплекса РФ

 

Первый документ о физической защите – Рекомендации по физической защите ядерного материала – был разработан в рамках МАГАТЭ еще в 1972 г. С учетом последних достижений в области безопасности документация по этой тематике постоянно совершенствуется. Терминов и определений физической защиты несколько, и несут они широкую смысловую нагрузку.

В правилах физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов определено, что физическая защита (ФЗ) – это деятельность в области использования атомной энергии, осуществляемая в целях предотвращения диверсий и хищений в отношении ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения [1].

 

Государственная система ФЗ представляет собой единую систему планирования, координации, контроля и реализации комплекса технических и организационных мер. Она объединяет федеральные органы исполнительной власти и непосредственно ядерные объекты. Органы исполнительной власти управляют (координируют) деятельность ядерных объектов, участвуют в создании, совершенствовании, осуществлении и обеспечении ФЗ и ведут государственный надзор за ней.

Управление механизмами обеспечения безопасности при использовании атомной энергии и обеспечение единства управления организациями атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов России возложены на Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом» [2].

В рамках Государственной системы ФЗ МВД России в пределах своих полномочий обеспечивает охрану ядерных объектов, определяемых правительством, охрану и сопровождение ядерных материалов, ядерных установок при их перевозке и транспортировании. МВД также организует и осуществляет оперативно-розыскную деятельность по выявлению, пресечению и раскрытию преступлений в форме диверсий, хищений ядерных материалов, ядерных установок и незаконного оборота ядерных материалов.

Согласно закону «О внутренних войсках МВД Российской Федерации» [3] на внутренние войска возложена охрана важных государственных объектов и специальных грузов.

Предприятия (организации, воинские части), на территории которых используется или хранится ядерный материал либо размещается и (или) эксплуатируется ядерная установка или пункт хранения, относятся к ядерным объектам. Это, прежде всего, предприятия ядерно-оружейного и ядерно-энергетического комплексов: атомные электростанции, ядерные энергетические установки, предприятия ядерно-оружейного и ядерно-топливного комплексов, хранилища отработанного ядерного топлива и радиоактивных отходов.

ФЗ ядерных объектов проектировалась и создавалась одновременно с развертыванием их самих, т. е. в начале 1950-х гг. В то время были сформулированы и требования по обеспечению их защиты, которые просуществовали вплоть до 1980-х гг.

Социально-политические и экономические процессы, начавшиеся с середины 1980-х в стране и мире, привели к необходимости внесения кардинальных изменений в методологию обеспечения безопасности ядерных объектов. К примеру, в период с 1992-го по 1995 г. было зафиксировано около 30 хищений ядерных материалов с объектов Минатома России.

Наиболее характерными проблемами того времени были необходимость замены выработавших ресурс инженерно-технических средств охраны ФЗ, отсутствие на большинстве ядерных установок средств обнаружения проноса (провоза) ядерных материалов, систем оптико-электронного наблюдения за периметрами охраняемых зон, автоматизированных систем доступа на объекты и в особо важные зоны, а также отсутствие на значительном числе объектов служб безопасности и размещение на охраняемой территории ряда объектов предприятий и коммерческих структур, не имеющих отношения к основной деятельности объектов.

В настоящее время положение дел по ФЗ и обеспечению антитеррористической устойчивости объектов атомной энергетики значительно улучшилось.

Сегодня система физической защиты (СФЗ) АЭС включает [1]:

• предупреждение несанкционированного доступа;

• своевременное обнаружение и пресечение несанкционированных действий;

• задержание лиц, причастных к подготовке либо совершению диверсии или хищения ядерного материала;

• оказание помощи администрации при чрезвычайных обстоятельствах на охраняемом объекте и др.

ФЗ должна осуществляться на всех этапах проектирования, сооружения, эксплуатации и вывода из эксплуатации ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов, а также при обращении с ядерными материалами, в том числе при их транспортировке.

Охрана основной площадки АЭС организуется по периметру, КПП, зонам усиленного режима и режимным зданиям, сооружениям и помещениям. Охрана объектов, расположенных вне основной охраняемой площадки, осуществляется по контрольно-пропускным пунктам и периметру с выставлением часовых и патрулированием на автомашинах.

Поскольку строительство АЭС из нескольких энергоблоков рассчитано на несколько лет, прием станции под охрану производится по частям, по мере ввода в строй каждого последующего блока начиная с первого. При этом до окончания строительства комплекса инженерно-технических средств охраны (КИТСО) организуется выставление часовых.

После окончания строительства станции и КИТСО охрана организуется в точном соответствии с актом межведомственной комиссии (МВК), согласно которому периметр и большинство режимных зданий, как правило, охраняются способом оперативного дежурства, а контрольно-пропускные пункты и главные корпусы (реакторные помещения) – выставлением часовых. Кроме того, МВК определяется перечень режимных помещений АЭС, подлежащих передаче под охрану караулу воинского подразделения.

Перечень помещений, находящихся на самоохране, и степень их оборудования определяются директором станции. Такие режимные помещения в нерабочее время сдаются под охрану воинскому караулу, а в рабочее – на самоохрану персонала.

Планирование охраны аварийных АЭС проводится заранее и основывается на результатах прогнозирования обстановки, которая может сложиться на аварийном объекте. Система охраны АЭС в случае аварии организуется по рубежам (зонам) и заключается в непосредственной охране аварийного объекта, блокировании района его размещения и ограничении доступа к району блокирования.

Обеспечение радиационной безопасности и дозиметрического контроля личного состава охраны организует администрация АЭС с привлечением специалистов радиационной химической и биологической защиты воинской части.

На АЭС действуют пропускной и внутриобъектовый режимы. Пропускной режим на станции устанавливается директором совместно с командиром воинской части на основании требований руководящих документов внутренних войск и типового положения о пропускном режиме на АЭС. Инструкция о пропускном режиме разрабатывается штабом воинской части совместно с режимным органом станции и согласовывается с местными властями. Практическое осуществление пропускного режима возлагается на отдельные батальоны и войсковые комендатуры внутренних войск, охраняющие станцию.

В целях обеспечения надлежащего пропускного режима на каждой АЭС оборудуются КПП для пропуска сотрудников, досмотра и пропуска автомобильного и железнодорожного транспорта. Кроме того, проводятся мероприятия, исключающие доступ посторонних лиц через запретную зону, магистральные тоннели и кабельные переходы, запасные, вспомогательные входы и т. д. Защита используемых на АЭС пропусков постоянно совершенствуется от подделки, печати и шифры имеют скрытые отличительные особенности.

Проводится также досмотр работников и посетителей АЭС. Порядок досмотра разрабатывается администрацией АЭС, а решение о его проведении принимается в каждом конкретном случае директором станции или лицом, его замещающим.

Внутриобъектовый режим на атомной станции устанавливается директором и должен обеспечивать предотвращение преднамеренного или неосторожного вывода из строя объекта, оборудования, коммуникаций АЭС, бесконтрольного использования ядерных материалов и т. д. Контроль за соблюдением установленного внутриобъектового режима возлагается на администрацию станции.

Для предотвращения проникновения посторонних лиц на территорию, преднамеренного или неосторожного вывода из строя технологического оборудования АЭС, бесконтрольного использования радиоактивных материалов вводится режим специальной безопасности (РСБ). Это комплекс мероприятий, правил и норм, направленных на предотвращение преднамеренного или неосторожного вывода из строя (повреждения, разрушения) АЭС, а также бесконтрольного использования радиоактивных материалов. РСБ предусматривает предотвращение противоправных с точки зрения такой безопасности действий отдельных лиц или групп из числа персонала объекта, его посетителей, населения или других посторонних лиц. В полном объеме он вводится на АЭС с момента ее приема в эксплуатацию государственной приемной комиссией.

До приема АЭС в эксплуатацию администрация станции во взаимодействии с воинской частью по охране АЭС проводит подготовительные мероприятия для эффективного функционирования РСБ и вводит в действие его отдельные элементы. Разрабатываются научно обоснованные способы защиты АЭС с учетом их особенностей и потенциальных угроз. Определяются уязвимые места с указанием конкретных образцов технологического оборудования, приборов, узлов и механизмов. Устанавливается и поддерживается пропускной и внутриобъектовый режимы, проводятся выборочно-предупредительные контрольные и досмотровые мероприятия. Устанавливается тесное взаимодействие администрации АЭС с воинской частью и органами МВД, ФСБ РФ в решении вопросов укрепления РСБ.

Территория станции подразделяется на следующие зоны дифференцированных режимов охраны [1]:

• защищенная зона (зоны) – территория ядерно-опасного объекта, которая окружена физическими барьерами, постоянно находящимися под охраной и наблюдением. Доступ в такую зону ограничивается и контролируется;

• внутренняя зона – охраняемая зона, находящаяся внутри защищенной зоны;

• особо важная зона – охраняемая зона, находящаяся во внутренней зоне.

Защищенная, внутренняя и особо важная зоны охраняются войсковой охраной внутренних войск МВД России. Объекты защищенной зоны, расположенные вне общестанционной зоны, охраняются как специальной охраной МВД, так и ведомственной (вневедомственной) военизированной охраной.

Здания и сооружения АЭС подразделяются на следующие категории дифференцированных режимов доступа и поведения в них персонала и посетителей.

Категория «А» – помещения, в которых находятся ядерный реактор и основное технологическое оборудование, повреждение которых может привести к полному выводу из строя АЭС, выбросу радиоактивных веществ за пределы систем их удержания и локализации, радиоактивному поражению и другим тяжелым последствиям для персонала, населения и окружающей среды.

Категория «Б» – помещения, где расположено технологическое оборудование, системы и приборы, нарушение функционирования которых или разрушение ведут к длительному выводу защищаемого объекта из строя и возможному локальному радиоактивному заражению.

Категория «В» – помещения, предназначенные для размещения технологического оборудования, систем и приборов, разрушение которых влияет на нормальную работу АЭС, но не влечет за собой вывода ее из строя, может быть оперативно локализовано и не требует остановки работы объекта.

Все вспомогательные производственные помещения, нарушение работы оборудования которых не создает угрозы безопасности АЭС, а также административные здания, хозяйственные постройки, помещения общественных организаций, медицинского и бытового обслуживания персонала являются не категорированными.

Пропуск сотрудников в помещения категории «А» и «Б» через посты охраны осуществляется по действующим на станции пропускам с указанием в них шифров или по специальным пропускам, хранящимся на постах.

Сотрудникам станции и прикомандированным лицам, постоянно работающим в помещениях «А», «Б» и «В», выдаются отличительные для каждой категории помещений нагрудные знаки и нашивки, способ изготовления которых максимально затрудняет возможность подделки.

Временный персонал, посетители, а также сотрудники АЭС, работающие в помещениях других категорий, допускаются в помещения категории «А» и «Б» решением директора АЭС (главного инженера, заместителя по режиму) по установленным пропускам с обязательным сопровождением специально выделенными сотрудниками, имеющими постоянный доступ в соответствующие помещения. Всем посетителям выдаются специальные нашивки на одежду, различные для каждой из указанных категорий помещений.

К работе в помещениях категории «В» допускается весь персонал станции при наличии пропусков установленного образца с разрешения начальников подразделений, ответственных за поддержание внутриобъектового режима в том или ином помещении этой категории. В некатегорированные помещения АЭС допускается весь персонал станции при наличии пропусков.

Одним словом, внутренними войсками МВД России накоплен огромный опыт по организации физической защиты, который необходимо перенять и адаптировать к внутренним войскам МВД Беларуси.

Следует отметить, что определенные позитивные наработки во внутренних войсках МВД Республики Беларусь в этом направлении уже есть. Так, во взаимодействии с заинтересованными министерствами и ведомствами завершена разработка нормативной документации, определяющей требования при проектировании инженерных средств охраны систем физической защиты. Начата разработка требований по применению комплексов аппаратуры физической защиты, систем сбора и обработки информации, контроля и управления доступом, систем оптико-электронного наблюдения за обстановкой на объекте.

В рамках научного сопровождения строительства АЭС в Беларуси проводится разработка методологии физической защиты. На факультете внутренних войск Военной академии Республики Беларусь проводятся соответствующие диссертационные исследования. В учебные программы подготовки курсантов и слушателей вносятся изменения с целью подготовки кадров, которые будут организовывать службу по охране и обороне АЭС и иных особо важных государственных объектов.

 

Анатолий КУЗЬМИЦКИЙ, начальник кафедры специальных и инженерно-технических дисциплин УО «Военная академия Республики Беларусь»

 

Литература

1. Постановление правительства Российской Федерации от 19 июля 2007 г. № 456 «Об утверждении правил физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов».

2. Федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» от 1 декабря 2007 г. № 317-Ф3.

3. Федеральный закон «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ в редакции федеральных законов от 08.04.2008 г. № 47-ФЗ.

4. Гарсиа М. Проектирование и оценка систем физической защиты. М.: «Мир», ООО «Издательство АСТ», 2002.

5. Cправочно-информационный материал по безопасности российских атомных станций «Безопасность атомных станций». Росэнергоатом и ВНИИАЭС, М.: 1994.

6. Бояринцев А. В., Бражник А. Н., Зуев А. Г. Проблемы антитерроризма: категорирование и анализ уязвимости объектов. СПб.: ЗАО «НПП «ИСТА-Системс», 2006. – 252 с.

 

Контакты

Беларусь: 220121, г. Минск
а/я 72
Тел.: +375 (17) 385-94-44,
385-96-66

Факс: +375 (17) 392-33-33
Gsm: +375 (29) 385-96-66 (Vel)

Е-mail: energopress@energetika.by
E-mail отдела рекламы:
reklama@energetika.by

© ОДО Энергопресс, 2003—2009. Все права защищены.
Мониторинг состояния сайта
Создание сайта Атлант Телеком